Бизнес-портал fdlx.com

Как может быть достигнуто эффективное состояние в производстве и потреблении?

Остается открытым вопрос, как может быть достигнуто эффективное состояние в производстве и потреблении?

Мы можем допустить, что это может сделать правительство. Для реализации такой задачи органы власти должны:

В Советском Союзе власть только тем и занималась все 70 лет, как достичь состояния Парето-эффективности. Первое условие должно было информационно обеспечивать КГБ, а выполнение второго – контролировать партийные организации. Но что-то не сложилось.

А если серьезно, то реализация первого условия относительно сбора огромных массивов информации, которая постоянно должна обновляться, будет стоить столько, что в обществе не останется никакой другой возможности, кроме наслаждаться мыслью о пребывании в состоянии Парето-эффективности. Гипотеза же о беспристрастном поведении власти не имела ни одного случая эмпирического подтверждения за всю историю человечества.

Поэтому остается воспользоваться более надежным и дешевым механизмом размещения ресурсов – ценовым. Он эксплуатирует присущее рациональным агентам стремление максимизировать собственную выгоду и не нуждается в централизованном сборе информации. То, как ценовой механизм решает проблему обеспечения Парето-эффективности, изучает экономическая теория благосостояния.

Экономическая теория благосостояния – это общее название нормативного аспекта экономической теории, которая изучает условия экономического оптимума. В частности, то, как определить, лучше ли какое-то одно экономическое положение общества сравнительно с другими, и какая экономическая политика может быть применена для перевода экономики из одного состояния в другое.

Центральными положениями этой теории являются теоремы экономической теории благосостояния.

Вторая теорема утверждает, что любой оптимум по Парето может быть достигнут (при определенных формальных условиях) в конкурентной экономике и при таком перераспределении благ, которое не ведет к искривлениям.

Как отмечают аналитики компании, занимающейся экономической безопасностью и проверкой предприятий, такое перераспределение может быть осуществлено через налоги и трансферты, которые не ведут к искривлениям в ценах, а для этого величина налогов и трансфертов не должны зависеть от поведения участников. Такое свойство имеет подушный налог, но он нуждается в значительных расходах на регулярные переписи населения, иначе появляются возможности для злоупотреблений (вспомните “Мертвые души”). В Великобритании похожий по механизму взыскания налог (налог на избирателей) пыталось ввести правительство М. Тетчер, но его ввод вызывал политические и экономические проблемы (в частности, мобильное население не желало заявлять о себе в качестве избирателей), и в 1993 г. налог был отменен.

Но не принимая во внимание проблемы внедрения налогообложения, которое не ведет к искривлениям цен, налоговый механизм значительно лучше, чем альтернативный – осуществление трансфертов через субсидирование низких цен. В Украине, России и других постсоветских странах существует огромное количество льготных категорий относительно оплаты жилищно-коммунальных услуг, проезда на общественном транспорте. Пенсионер в поисках продуктов, более дешевых на 50 коп., может наездить в метро и маршрутками на 100 р. за счет тех, кто платит и кому может не хватить места. Такое извращающее субсидирование дезориентирует ценовой механизм и ведет к огромным потерям в совокупном благосостоянии в масштабе всей экономики. Фактически каждая копейка реальной социальной помощи, которая доходит до малоимущих через субсидирующие цены, может стоить обществу один рубль.

В социальном выборе центральной является проблема возведения индивидуальных вкусов и предпочтений к обобщенным общественным (социальным) предпочтениям. Теория, которая изучает связь между отдельными индивидами и обществом, в частности проблему агрегации индивидуальных склонностей и интересов в общественное благосостояние, общественную мысль, известна под названием теории социального выбора. Современный вид этой теории связывают с трудами американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Кеннета Эрроу.