Фарфор — это уникальный материал, который еще много столетий назад изобрели в Китае. С XIII столетия он постепенно начинает распространяться по Европе — всевозможные расписные изделия из белоснежной и удивительно тонкой керамики в свое время ценились больше, чем серебро и даже золото.
Понадобилось несколько сотен лет, чтобы окончательно раскрыть секрет приготовления фарфоровой массы, довольствуясь до этого исключительно привозной утварью.
Характеристики и разновидности фарфора
Посуда, изготовленная из фарфора — это прежде всего легкость, высокая прочность и удивительное изящество. Одной из главных особенностей этого материала является способность долго сохранять тепло. Если по фарфору слегка ударить, то он издаст четкий и довольно продолжительный звук.
Чтобы получить хорошую фарфоровую посуду, необходимы три составляющие:
- высокое качество материалов, из которых готовится фарфоровое тесто;
- большие затраты труда;
- хорошее качество дизайнерского оформления.
Как результат, фарфор будет выглядеть привлекательно и современно как сегодня, так и через 30 лет. Все вышеперечисленные требования способны обеспечить исключительно фирмы, у которых на протяжении веков сформировалась своя, уникальная технология производства. Сервиз, подобранный с обязательным учетом всех нюансов, должен не только соответствовать общему настрою трапезы, но и гармонично вписываться в существующий интерьер. Исходя из состава глазури и исходной фарфоровой массы можно получить либо мягкий, либо твердый фарфоровый материал.
Твердый фарфор характеризуется хорошей сопротивляемостью воздействию кислот и высокой температуры, а также высокой степенью крепости. Чистый, ни на что не похожий колокольный звон и удивительная прозрачность — это признаки, свойственны именно твердому фарфору.
Мягкий фарфор довольно часто называют художественным, а по технологии его производства — фриттовым. Такой материал в отличие от его твердого аналога является более прозрачным, а свойственный ему белый цвет в некоторых случаях имеет практически сливочный оттенок, но по степени жаростойкости он существенно уступает своему конкуренту. Мягкий фарфор появился в Европе примерно на две сотни лет раньше, чем твердый.
Костяной фарфор — это еще одна разновидность фарфора, являющаяся чем-то средним между двумя вышеупомянутыми типами фарфора. Этот материал довольно прочный, обладающий к тому же необычной матовой прозрачностью и небольшой толщиной. Костяной фарфор представляет собой некий компромисс между мягкой и твердой разновидностями фарфора.
Такой материал изобрели в Англии, и примерно два с половиной века назад началось его массовое производство. Костяной фарфор по сравнению с мягким более твердый и устойчивый, а также менее проницаемый, обладающий к тому же довольно мягким глазурованным покрытием. Белый костяной фарфор несколько темнее, чем твердый, но значительно светлее, чем мягкий.
На качество приготовляемой фарфоровой массы напрямую влияют процентное содержание белой глины (каолина), количество которой определяет степень белизны готового изделия, тонкость размалывания пудры, используемой для замешивания глины, и некоторых других технологических моментов. Фарфоровая посуда должна иметь теплый и нежный цвет (сливочный оттенок). Если хорошо заметны серо-голубые тона, то это свидетельствует о невысоком качестве готовой продукции.
Степень чистоты и зернистость фарфоровой массы легко проверяются — нужно всего лишь хорошо присмотреться к бликам, которые обычно наблюдаются на поверхности материала. Любые примеси довольно хорошо заметны, если они, естественно, присутствуют. Именно по этой причине роспись никогда не наносится на всю поверхность качественного фарфора.
«белое тело» материала обязательно должно подчеркиваться, а не наоборот маскироваться. Когда говорят о форме фарфоровых изделий, то имеют в виду прежде всего традиционную геометрическую выверенность. Чашка или тарелка, если ее поставить на стол ободком вниз, не должна качаться из стороны в сторону.
Весь современный фарфор в зависимости от технологии нанесения рисунка делится на следующие разновидности:
- расписанный вручную (мануфактурный);
- рельефный.
Нанесение рисунка на фарфор мануфактурного типа всегда осуществляется вручную. Появился такой материал еще в XIV веке. Сегодня он производится исключительно по индивидуальным заказам. Мануфактурный фарфор не предназначен для каждодневного употребления, а на просторах нашей страны его только начали популяризовать. Стоимость сервиза из такого материала можно сравнить, например, с ценой роскошного «мерседеса».
Рельефный декор по технологии изготовления существенно отличается от традиционного гладкого. Углубление рельефа в фарфор может осуществляться перфорацией, гравированием или так называемыми рельефообразными завышениями. Фарфоровое изделие в виде, например, чайника или чашки может отливаться в специальной форме либо с рельефом, либо без него. При втором варианте рельеф (листья, цветочки и различные фигурки) создается отдельно, после чего наклеивается на поверхность готового материала.
Особенности ухода за посудой из фарфора
Если говорить об уходе за посудой, изготовленной из фарфора, то здесь нет ничего сложного. Как недавно приобретенный сервиз, так и какую-нибудь старинную коллекцию нежелательно мыть слишком жесткими чистящими веществами. Если появились пятна от воздействия чая или кофе, а также от женской помады, то от них легко можно избавиться при помощи обычной влажной салфетки и щепотки соли.
Важно запомнить, что фарфоровую посуду, например, для ее высушивания или разогрева еды в ней запрещается ставить на кухонную плиту. От воздействия высокой температуры и горячей воды глазурь постепенно растрескивается. Обращаться с фарфоровой посудой следует максимально внимательно и осторожно — так можно избежать возникновения сколов.
Чтобы повысить ее прочность, изделия необходимо закаливать раз в течение года. Для этого посуду помещают в какую-нибудь глубокую емкость с прохладной водой (без извести), после чего жидкость нагревают и доводят до кипения. Воду и, соответственно, фарфоровую посуду, находящуюся в ней, кипятят примерно 15 минут, после чего дают остыть.
Хорошо известно, что посуда из фарфора после длительной эксплуатации постепенно темнеет и, как результат, теряет свой первоначальный привлекательный вид. Чтобы вернуть изделиям прежнюю белизну, их необходимо протереть либо уксусом с солью, либо обычной питьевой содой или тряпочкой, смоченной в винной кислоте или скипидаре.
Если на посуде из фарфора (супниках, тарелках и т. д.) появились пятна, то их можно удалить при помощи теплой воды, в которой растворено немного нашатырного спирта. Во избежание порчи рисунка не следует использовать слишком горячую воду.
В случае, если фарфоровые тарелки используются сравнительно редко, то их можно хорошо сохранить путем перекладывания белой бумагой, куски которой вырезаны в соответствии с размерами посуды.