Не смотря на то, что в последнее время прослеживается постепенное укрепление рубля по отношению к доллару и евро, в 2014 году колебания валюты спровоцировали значительные потери для российских корпораций.
Подтверждением тому, что компании несут миллиардные убытки от производных инструментов с валютной составляющей, в конце 2014 года был комментарий директора департамента финансовой стабильности Центрального банка России Сергей Моисеев. Тогда подробностей он не рассказывал, но эти данные подтвердились в годовой финансовой отчетности. РБК проанализировал финотчетность 30 крупнейших по оборотам российских компаний.
Стало известно, что валютные свопы в 2014 году были у 14 из них, и только 3 выиграли от этого (еще одна компания заработала на нефтяных фьючерсах). Общие потери, которые нашли отражение в их отчетности, превысили 317 миллиардов рублей.
Обратим внимание, это не означает, что компании понесли прямые убытки на такую сумму в прошлом году, подчеркнул исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ) Александр Шевчук.
«Обязательства по операциям в зависимости от условий сделок фактически могут быть исполнены и следующим периодом», — пояснил он.
В ряде случаев, обращают внимание опрошенные РБК компании, убытки носили «бумажный» характер и были связаны с переоценкой справедливой стоимости финансовых инструментов.
О своих неудачах с деривативами по итогам прошлого года отчиталась, в частности, «Транснефть». Чистый убыток трубопроводной монополии от операций с производными финансовыми инструментами за 2014 год превысил 70 миллиардов рублей (в 2013 году — 52 миллиона), следует из ее отчетности. Это почти 10% от выручки за прошлый год. Компания покупала опционы пут и продавала опционы колл на доллар: в 2013 году — на $4,2 миллиарда, в 2014 году — на $2,7 миллиарда (опционы, купленные в 2013 году, имели срок исполнения с мая 2013-го по октябрь 2014 года, а купленные в 2014 году — в августе—декабре 2014 года, как раз когда происходила девальвация рубля).
На убытки «Транснефти» по этим операциям обращала внимание правительства Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ). В апрельском письме на имя руководителя Росимущества Ольги Дергуновой организация просила разобраться, для чего компании, имеющей и выручку, и основные расходы в рублях, потребовалось совершать «столь масштабные сделки на валютном рынке». Представитель «Транснефти» отказался комментировать эту тему, пресс-служба Росимущества на запрос РБК не ответила.
Еще большие, чем у «Транснефти», потери от операций с производными финансовыми инструментами показала в отчетности за 2014 год «Роснефть». Ее чистый убыток от таких сделок вырос по сравнению с 2013 годом в 30 раз, до 122 миллиардов рублей. Представитель государственной компании от комментариев отказался. Но из пояснения руководства «Роснефти» к отчетности следует, что это был «неденежный расход» от переоценки справедливой стоимости.