В России состоялось объединение ФАС (Федеральная антимонопольная служба) и ФСТ (Федеральная служба по тарифам). Это может еще больше ослабить позиции “Газпрома” на внутреннем рынке газа.
Об этом пишет российское издание «Коммерсант».
Антимонопольная служба, которая присоединит к себе тарифное ведомство, инициирует выравнивание тарифов на транспортировку газа, что выгодно независимым производителям — “Роснефти” и НОВАТЭКу. Если будет введен единый тариф, это может привести еще к более быстрому сокращению доли “Газпрома” на энергетическом рынке.
Как стало известно, ФАС хочет ввести единый тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам и “дерегулирование других сфер”. Большую роль в ценообразовании на газ должны играть биржевые торги газом, запущенные в октябре 2014 года.
Ведь именно тариф на транспортировку газа сейчас является одним из предметов спора между “Газпромом” и независимыми производителями, а также федеральными структурами. Тариф для независимых производителей устанавливается ФСТ, а для “Газпрома” — фактически сама корпорация (ФСТ по расчетам самого “Газпрома”). Причем он ниже, чем для независимых производителей. Этот факт позволяет конкурентам “Газпрома” утверждать, что они субсидируют развитие газотранспортной системы, в том числе экспортных газопроводов, которыми не могут пользоваться.
Таким образом, 2015 год может оказаться худшим в истории “Газпрома”. Первые официальные итоги полугодия показывают, что компания идет на новые антирекорды по добыче и экспорту газа на фоне падающих цен: вытесняющаяся независимыми производителями в Российской Федерации, она одновременно пожинает плоды политики ограничения экспорта в Европу. “Газпром” все еще рассчитывает на улучшения во втором полугодии. Но такое положение может иметь и плюсы для компании — правительство вряд ли решится дополнительно дестабилизировать ситуацию, поддержав радикальные предложения “Роснефти” по реформе газового рынка.
Но любое решение вопроса по транспортному тарифу приведет к серьезным изменениям для всего внутреннего рынка газа в стране. В последние годы доля “Газпрома” неуклонно сокращалась, независимые наращивали добычу, пользуясь тем, что монополия не может продавать газ ниже тарифа.