Российская казна не досчиталась триллионов рублей в результате утечки денег во время экспортно-импортных операций. Об этом утверждают депутаты Госдумы, в ответ на их обвинения Федеральная Таможенная Служба все претензии отвергает, называя их популизмом.
Первое полугодие 2015 года Федеральная таможенная служба добавила таможенных платежей, и выписала штрафов в размере 5,6 миллиардов рублей. Также представители службы надеются, что по итогам года будет доначислено не меньше прошлогодних 7,3 миллиардов рублей. Что касается группы специалистов под руководством вице-спикера Госдумы Николая Левичева, то они полагают, что таможенники ежегодно недополучает до 40 миллиардов долларов — это 1,3 триллионов рублей, что значительно превышает сумму, которую им удалось добавить внедренными штрафами и таможенными платежами.
Вице-спикер РФ придерживается точки зрения, что если бы таможенники использовали специальную методику оценки таможенных потерь, то казна России могла бы обойти стороной многие из грядущих секвестров. Однако, Федеральная Служба заявила в ответ, что оценки Левичева не что иное, как «популистское преувеличение» и предложила усовершенствовать уже существующую методику оценки выпадающих доходов.
Согласно ранее опубликованной информации, группа с участием экспертов РАН под руководством вице-спикера занялась подсчетами, в результате которых были обнаружены внушительные потери российского бюджета от недобора таможенных платежей.
Эксперты использовали следующую модель расчетов: информация по экспорту/импорту России соотносили с данными со стороны торговых партнеров, разница, которая при этом была получена поддавалась корректировке на коэффициент, который дает возможность учитывать траты на логистику, затем полученная цифра умножается на средневзвешенный размер таможенных пошлин.
За первые семь месяцев 2015 года Федеральная Служба изъяла таможенных платежей и штрафов в размере 2,26 миллиардов рублей, о чем сообщил ее представитель. Для сравнения в 2014 году данные оперативных дел показывают, что было возбуждено 1517 уголовных дел, из них 465 связаны с уплатой таможенных платежей. За январь – июль 2015 года было возбуждено 981 уголовное дело. В течении 2014 года таможенники смогли пополнить государственную казну на 7 триллионов рублей.
Тем не менее, эксперты из команды вице-спикера Левичева, обнаружили существенное расхождение между данными таможенников об импорте в Россию/экспорту из России и аналогичной информацией государств, являющихся торговыми партнерами. В некоторых случаях разница была свыше 50%. Федеральная Служба в свое оправдание приводит статистику, в которой говорится, что расхождения были всегда и, более того, за последние десять лет оно сократилось в четыре раза: с минус 28,2% до минус 5,1% в 2013 году.
Федеральная Таможенная Служба составила официальный ответ на предъявленные претензии, которые опубликовала в интернете, он звучит следующим образом:
«Мы предлагали, взяв за основу, дополнить действующие Методические рекомендации, которые учитывают методологические особенности ведения статистики в разных странах, влияющие на величину расхождений, и проверены практикой. Это было отклонено. Методика РАН не содержит новых идей и подходов к проведению расчетов, не учитывает логистики доставки товаров (часто не совпадают страна-экспортер и страна происхождения товаров). Она игнорирует особенности ведения статистики в разных странах и не подтверждена экспертными расчетами, основанными на реальных цифрах».
Кроме того, специалисты-таможенники полагают, что «для корректного сопоставления» эксперты вице-спикера увеличивают импорт России на ряд величин. В качестве аргумента они приводят такую операцию, как уменьшением объема экспорта ряда стран на 2 – 5 % в связи с общей тенденцией к завышению величины экспорта. Представители Федеральной Службы утверждают, что таже Финляндия включает в свой экспорт лекарства, произведенные в Индии или в Германии. В России таможенная статистика, следуя рекомендациям ООН, эти товары учитывает по стране происхождения как индийские или германские.