Спад российской экономики в нынешнем году часто объясняют низкими ценами на нефть, о чем пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский. Но показатели России намного хуже, чем у большинства других стран-экспортеров нефти. Причина, наверное, другая.
Марек Домбровский (ГУ-ВШЭ, Москва) недавно обнаружил: в России «нефтяная рента» – лишь 13,7 % ВВП. То есть зависимость от нефтяных доходов есть, но несмертельная. Однако, по прогнозам МВФ, в 2015 году спад российской экономики составит 3,8 %. Среди крупных нефтяных экспортеров более мрачный прогноз – только для Ливии и Венесуэлы, а у большинства экономика все-таки вырастет.
По оценке Citigroup, спад российского ВВП лишь на 10 % объясняется западными санкциями, а на 90 % – обвалом цен на нефть. Бершидский полагает: причина в том, что российское правительство не препятствовало свободному падению рубля.
Другие нефтяные экспортеры старались смягчить болезненные последствия для своей экономики. Но президент Путин не волновался: война на Украине, а теперь и в Сирии плюс машина пропаганды, работающая на полную катушку, держат его рейтинги на высоте.
В России упал внутренний спрос, и пессимизм повлек за собой сокращение капиталовложений. Правительство ничуть не ослабило тиски, в которых держит бизнес, ничего не сделало для искоренения коррупции в верхах, даже не симулировало большей приветливости в отношении инвесторов, пишет автор.
Венесуэла и Нигерия ведут неумелую экономическую политику. Бершидский полагает, что в России дело в другом: страну «доят» ради грандиозной концепции одного-единственного человека, и если цены на нефть вырастут, эта концепция будет финансироваться более щедро.
Источник новости: www.bloombergview.com