В России это называется «битвой телевизора с холодильником»: патриотическая эйфория, которую питает пропаганда, противостоит тускнеющим реалиям экономики. Что окажется более значимым для народа России? Что повлияет на мнение россиян о правительстве? Об этой дилемме пишут в Foreign Policy Петр Померанцев и Натан Геймстер, эксперты британского аналитического центра The Legatum Institute.
Объективные данные в основном свидетельствуют: дела у России идут плохо, – говорится в статье. С другой стороны, если посмотреть, как люди в России воспринимают свою страну, все выглядит вполне успокоительно… Живя в упадочной стране, россияне, тем не менее, реагируют на вопросы социологов более позитивно, чем год назад.
Так как же объяснить разницу между объективной реальностью в России и оптимизмом ее народа? Что из этого подлинное? Во многих смыслах, и то и другое, – считают эксперты. – То, как люди ощущают свой уровень жизни, подчас не менее важно, чем объективно существующие условия. Если человек боится выйти ночью на улицу, качество его жизни может ухудшиться так же, как в условиях жизни в криминальном районе, пусть даже в реальности уровень преступности невысок.
Ощущение, что проблема есть (сколь бы необоснованным оно ни было), может быть столь же деструктивным, как и реальная проблема. Авторы приводят в пример Америку: Население пребывает в подавленном настроении, хотя объективно дела идут вполне неплохо. В России, по их словам, обратная ситуация: все более жесткий подход Путина к внешней политике, а также его эффективная, современная машина пропаганды отвлекают внимание россиян от снижающегося уровня жизни.
Однако большой разрыв между восприятием и реальностью возможно поддерживать лишь ограниченное время, – отмечают Померанцев и Геймстер. – В том же году, когда Россия аннексировала Крым, на Украине было свергнуто правительство, которое большинство граждан презирало, однако чувство эйфории продлилось недолго… Сейчас Украина занимает в Индексе благосостояния 70-ю строчку, опустившись по сравнению с прошлым годом на семь позиций.
Но есть и еще один фактор, о котором следует помнить: разниться могут не только реальность с восприятием, но и восприятие с поведением. При всей общественной поддержке, которой, по официальным данным, пользуется Кремль, ЕБРР показал, что в 2013-2014 годах отток капиталов из России удвоился, повысившись с 61 до 151,5 миллиардов долларов.
Не очень патриотично, что и говорить, – замечают авторы. – Проблема с опросами общественного мнения в условиях авторитарных режимов состоит в том, что иногда непросто определить, насколько честно отвечают респонденты. В таких странах, как Россия, пропаганда занимается не только внушением идей – она также может посылать населению сигнал с требованием соблюдать определенный кодекс, который определяет, что следует и что не следует говорить публично, если хочешь остаться цел, – особенно когда говоришь с социологом.
Телевизор, похоже, бывает мощнее холодильника, – подводят Померанцев и Геймстер промежуточный итог. – Если обратиться к другой метафоре, Путин – это тореадор, и пропаганда – тот плащ, с помощью которого он избегает быка реальности. Пока ему это успешно удается, однако путинская стратегия заставляет задаться вопросом, какие еще патриотические и военные победы ему потребуются, чтобы держать быка на почтительном расстоянии.
Во многих странах объективные и субъективные данные идут бок о бок: когда условия хорошие, то и в восприятии граждан они хороши (и наоборот). Но иногда интереснее всего именно зазор между восприятием и реальностью. Зачастую можно найти простое объяснение. Скажем, ощущение коррумпированности может повышаться в странах, где ведется успешная борьба с этой проблемой, а СМИ освещают судебные процессы и привлекают внимание к коррумпированным чиновникам.
В случае с Россией разница между восприятием и реальностью, скорее всего, объясняется изощренностью кремлевской пропагандистской операции, – предполагают авторы. – Данные из США, напротив, отражают тот факт, что в странах с развитой демократией граждане, как правило, более требовательны к своему правительству. Вот почему восприятие имеет важное значение. Экономистов учат, что спрос определяет предложение. Если люди не требуют (или не могут потребовать) более компетентное правительство, они его не получат.
Источник новости: foreignpolicy.com