12 октября 2016, fdlx.com / Совместный газопровод “Турецкий поток”, о строительстве которого было объявлено в понедельник, превратит Турцию в энергетический хаб и поможет России исключить Украину из цепочки газового экспорта в Европейский Союз.
В понедельник президенты Турции и России подписали долгожданное соглашение о прокладке по дну Черного моря газопровода «Турецкий поток» для доставки российского газа в Европу. Строительство планируется завершить за 3 года.
Быстрое потепление в российско-турецких отношениях будет иметь серьезные последствия для сирийского кризиса, который стал господствующей темой на переговорах и в заголовках СМИ. Но соглашение о строительстве трубопровода может нанести сокрушительный удар по сталкивающейся с многочисленными трудностями прозападной Украине, а также на долгие годы изменить стратегические реалии в регионе и вокруг него.
Между Россией и Западом усиливается раздражительность из-за ситуации в Сирии. Во вторник российский президент Владимир Путин возмущенно отменил запланированный на этот месяц государственный визит во Францию, когда французский президент Франсуа Олланд предположил, что Россия виновна в «военных преступлениях» и вслух выразил сомнения в пользе от встречи с Путиным.
Но когда Путин встречался в понедельник в Стамбуле с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом на полях Всемирного энергетического конгресса, признаков напряженности почти не было. Хотя их страны поддерживают в Сирии противоположные стороны, президенты оживленно обсуждали способы доставки гуманитарной помощи в осажденный Алеппо, а затем улыбались на церемонии подписания соглашения о «Турецком потоке».
«Я полностью уверен в том, что нормализация турецко-российских отношений будет продолжаться быстрыми темпами», — сказал Эрдоган.
По мнению экспертов, если планы строительства «Турецкого потока» будут реализованы, Кремль сможет полностью исключить своего главного в прошлом партнера по транзиту Украину из цепочки газового экспорта в Евросоюз, когда в 2019 году истечет срок действующих контрактов.
Украине это грозит потерей двух миллиардов долларов платежей за транзит, которые осуществляет российский газовый монополист «Газпром». Это пробьет огромную брешь в государственных доходах барахтающегося в болоте проблем Киева. Но важнее другое. Это положит конец стратегической мечте Украины об интеграции с Евросоюзом в качестве ключевого энергетического хаба, выступающего в качестве посредника в поставке российских энергоресурсов на голодные рынки Европы.
Турция как ключевой дистрибьютор
Вместо этого прибыль и геополитические привилегии получат две страны, которые в остальном являются друзьями Украины. С появлением «Турецкого потока» Анкара станет для «Газпрома» главным дистрибьютором на южном фланге ЕС. А Германия, чьи ведущие компании поддерживают планы строительства вызывающего острую полемику трубопровода «Северный поток II», благодаря которому объемы поставок российского газа в ЕС по дну Балтийского моря удвоятся, бесспорно станет главным газовым хабом для северной Европы.
«Главный смысл этих трубопроводов в том, чтобы обойти Украину стороной и наказать эту страну за ее якобы ненадежность, — говорит партнер московской консалтинговой фирмы RusEnergy Михаил Крутихин. — Хотя ни с одним из этих трубопроводов окончательно не решено, ситуация складывается в их пользу. Это очень серьезный удар по Украине».
Грандиозные планы «Газпрома» по отказу от советской инфраструктуры, перекачивающей газ в Европу, сначала воплотились в виде «Северного потока I», по которому пять лет назад в более спокойные времена по дну Балтийского моря в Германию начали перекачивать около 60 миллиардов кубометров газа. Это 40% от общего объема российского экспорта в Евросоюз.
А вот другой трубопровод, «Южный поток», который планировалось проложить в обход Украины по дну Черного моря в Болгарию, столкнулся с геополитическими трудностями после российской аннексии Крыма, и в конце 2014 года его строительство отменили.
Путин в начале 2015 года неожиданно объявил, что новый газопровод «Турецкий поток», по которому планируется перекачивать 60 миллиардов кубометров газа, пойдет примерно по тому же маршруту, что и «Южный поток», но выйдет на берег не в Болгарии, а в Турции недалеко от границы с ЕС. Но когда Турция 10 месяцев назад сбила российский бомбардировщик в небе над Сирией, вызвав разрыв в политических и экономических отношениях с Россией, возникло впечатление, что этот проект сгорел дотла.
Однако Эрдоган сделал ошеломляющий разворот, извинился за сбитый самолет и попытался помириться с Москвой. И снова пошли разговоры о строительстве «Турецкого потока».
Сделка наполовину
Но в московской бочке меда оказалась одна ложка дегтя. Новое соглашение с Турцией предусматривает реализацию лишь половины проекта, то есть, прокладку двух ниток вместо четырех с возможностью расширения, когда станет более понятно, каковы потребности ЕС в российском газе.
«В газовой отрасли Украины, и не только, появилась огромная тревога в связи с принятым решением. В этой игре у нее нет практически ни одного козыря, — говорит директор независимого киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев. — Пока мы, украинцы, ведем “тотальную войну” против России громкими декларациями, другие страны решают свои проблемы за наш счет».
Пока еще вопрос с «Турецким потоком» не решен окончательно. Даже если будет проложен отрезок от России до Турции, Москве придется строить трубопровод в Греции, чтобы перекачивать газ на юг Европы. Но политические изменения могут разрушить эту сделку.
Однако соглашение о российско-греческом трубопроводе было подписано в прошлом году. На реализации трубопроводных проектов настаивают все деловые круги, а политические возражения ослабевают, говорит Крутихин. Турция надеется получить большую выгоду как транзитер газа из нескольких источников, не ограничиваясь Россией. К ним относятся каспийский бассейн и Центральная Азия. Когда «Северный поток II» будет введен в эксплуатацию, Германия станет главным входным каналом по поставкам газа для большинства стран северной и центральной Европы.
«Германия и Турция станут ключевыми газовыми хабами для Европы, и все европейские трейдеры надеются на получение новых контрактов от „Газпрома“. Здесь нет места политике, речь идет только о прибыли, — говорит Крутихин. — Сопротивление этой сделке принимает лишь политические и эмоциональные формы. Люди говорят: „Давайте не будем вредить Украине“. Но я боюсь, что в таких обстоятельствах все силы выстраиваются в пользу этих трубопроводных проектов, и можно с уверенностью говорить о том, что они будут реализованы».
Источник:Christian Science Monitor