Исследователи провели эксперимент: добровольцам предлагали узнать голоса президентов США. При это отслеживалась активность головного мозга. Оказалось, эта задача задействует те же области височной доли мозга, что и узнавание лиц.
Структуры мозга, отвечающие за распознавание зрительных и звуковых сигналов, активно изучают, однако обычно их рассматривают как отдельные, независимые друг от друга системы. В то же время некоторые свидетельства указывают на тесные взаимосвязи между ними.
«Из прошлых исследований известно, что люди узнают знакомый голос быстрее и точнее, если могут связать его со знакомым лицом. Но до сих пор объяснения этому у нас не было», — подчеркнул Тейлор Абель (Taylor Abel) из Питтсбургского университета.
Эксперименты, поставленные Абелем и его коллегами, продемонстрировали прямую нейрофизиологическую связь между узнаванием голоса и лица. Оказалось, и для той, и для другой задачи используется одна и та же область мозга. Статья об этом опубликована в Journal of Neurophysiology.
Ученые проводили опыты с пятью пациентами, страдающими тяжелой формой эпилепсии. Таким больным нередко проводят операции, имплантируя в мозг электроды для купирования аномальной активности нейронов и ослабления эпилептических припадков. Абель с соавторами воспользовались такой возможностью, чтобы исследовать работу мозга при распознавании голосов и лиц.
Подопытным демонстрировали фотографии хорошо знакомых людей — экс-президентов США Барака Обамы, Джорджа Буша — младшего и Билла Клинтона, а также проигрывали аудиозаписи их речей, предлагая определить имя. Работа показала, что при выполнении обеих задач активировалась одна и та же область мозга — веретенообразная извилина, которая тянется от височной до затылочной долей.
Веретенообразная извилина известна как область, вовлеченная в различные задачи распознавания, включая определение цветов, частей тела и лиц. Возможно, поэтому она продолжает расти даже у взрослых. Теперь стало ясно, что эта извилина используется и при узнавании голосов, хотя при этом ее активность оказывается чуть более замедленной и слабой, чем при обработке лиц.
«Это важно, поскольку показывает, что когда мы узнаем людей, визуальные и слуховые области тесно взаимодействуют друг с другом еще на ранних этапах процесса распознавания, — добавил Тейлор Абель. — Помимо лучшего понимания этих механизмов, наша работа объясняет сбои, лежащие в основе некоторых нарушений, включая деменцию».
Обратим внимание, неспособность узнавать лица называется прозопагнозией. По некоторым оценкам, она затрагивает более двух процентов людей и иногда может быть связана с проблемами извлечения такой информации из памяти.